Ассоциативный поиск и семантические сети

Очевидным фактом является взаимная связь различных слов в языке. Такими связями могут быть ассоциации или денотации. Если изобразить отдельные слова в виде кругов (квадратов), а связи между ними - в виде линий, то получится визуальная карта (семантическая сеть). Понятно, что различные области этой карты соответствуют различным областям знаний, например, область вокруг слова "транзистор" будет соответствовать всему, что связано с электроникой.

Такая карта, по сути, является сжатой версией знаний того человека, который ее составлял. Карта может быть составлена по толковому словарю, тогда она будет отражать знания этого словаря.

Но ведь существует еще Интернет - хранилище знаний всего человечества по всем отраслям знаний одновременно! Благодаря тому, что Интернет-контент постоянно расширяется, пополняясь новыми сведениями, он, теоретически, содержит самые свежие знания. Карта, построенная по текущему Интернет-контенту, отражает самые свежие и полные знания по всем областям человеческого знания.

Выбрав одно из наиболее подходящих (на взгляд пользователя) слов, можно добавить его в поисковый запрос, сузив область поиска. После этого сервис предложит новые ассоциации, но соответствующие уже уточненному запросу.

Уточнив запрос до нужного уровня, можно посмотреть на результаты поиска. Для наглядности рядом всегда находится тот фрагмент карты, который соответствует запросу.

Если в какой-то момент карта из одной сети распалась на несколько фрагментов, то есть серьезный повод задуматься, а связаны ли слова, которые были введены, и не стоит ли заменить "оторвавшиеся" от общей сети слова на другие, ведь результат поиска - это те страницы, которые содержат фрагмент карты поиска.

Бывает, что для получения ответа даже не потребуется читать текст самих документов - слова-ассоциации уже содержат ответ. Предположим, например, что вы забыли, в какой стране находится город Канберра. Воспользовавшись ассоциативным поиском, вы найдите искомую страну - Австралию - среди ассоциаций.

Приведем несколько основных утверждений, на которых основана идея ассоциативного визуального поиска:
1) Если на поисковый запрос существует страница, которая точно отвечает на вопрос, то все страницы, которые ее повторяют или содержат ее фрагменты - не нужны.
2) Положение страницы в результатах поиска определяется только свойствами самой страницы (степенью соответствия поискового запроса странице и качеством самой страницы), а не внешними факторами.
3) Для каждой страницы существует "визуальная структура" - граф зависимостей между основными понятиями (другое название - семантическая сеть или визуальный тезаурус).
4) Процесс поиска - это выборка документов, удовлетворяющих условию наличия семантических связей в документе между всеми словами поискового запроса.

Другие темы: Ассоциативный поиск | Визуальный словарь | Локатор - товары и услуги | Автоматическое реферирование | О семантических сетях